Администрация Курской области
Официальный портал
-->
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других ПАВ – одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.
Цели программы:
1. Формирование понятия о веществах, изменяющих состояние сознания и способных воздействовать на психику человека, развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ (далее – ПАВ).
2. Обучение навыкам противостояния влиянию других людей, в том числе в ситуации конфликта.
3. Закрепление установок здорового образа жизни, интереса обучающихся к позитивному влиянию социума.
Задачи программы:
Календарно-тематическое планирование
В ходе реализации программы используются методы переключения, переубеждения, вовлечения в деятельность. Работа строится на основе увлеченности, доверия и сотрудничества.
Ожидаемые результаты, их социальная значимость:
1.Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности.
2. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
3. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
4. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
5. Выработка навыков противостояния группе.
6. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
Организационная информация о программе
В программе участвуют обучающиеся 5–9 классов.
Сроки реализации программы: учебный год.
Возраст участников: 10–17 лет.
Количество участников в группе: 3-6 человек. Также программой предусматриваются индивидуальные консультации – по заявкам участников образовательного процесса.
Форма занятий: лекторий, групповые занятия с элементами тренинга. В ходе реализации программы используются:
Продолжительность одного занятия: зависит от темы, но не более 1 часа в неделю.
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, анкеты для каждого участника, карточки с описаниями ситуаций для ролевых игр, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр.
Кадровое обеспечение программы:
• педагог-психолог;
• социальный педагог;
• заместитель директора школы по воспитательной работе;
• классные руководители;
• педагоги дополнительного образования;
• специалисты организаций – социальных партнеров школы (организуют военно-спортивные мероприятия, вовлекают обучающихся из неблагополучных семей в секции и кружки, участвуют в проведении классных часов, встреч с представителями районного литературного объединения, помогают в организации оздоровительного лагеря в школе, проводят мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма);
• учителя-предметники;
• родители обучающихся (для них проводят лектории, индивидуальные беседы с социальным педагогом и педагогом-психологом, знакомят с информацией, которую дети получили во время программы, а также с динамикой личностного роста после занятий).
Приложение
Анкета для обучающихся, предлагаемая в начале занятий
Мы предлагаем тебе ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Вопросы, которые не относятся к тебе, можно пропускать.
1. Возраст (полных лет) _________
2. Пол:
а) женский
б) мужской
3. Есть ли у тебя цель в жизни?
а) да
б) нет
4. Как чаще всего ты проводишь свободное время?
а) в спортивной секции, в кружке
б) с друзьями
в) смотрю телевизор
г) занимаюсь своим хобби
д) другое ______________________________________
а) курю постоянно
б) курю изредка
в) пробовал, но больше не курю
г) никогда не пробовал
а) 1–10 сигарет в день
б) 10–20 сигарет в день
в) более пачки в день
6. Курят ли твои родственники?
а) курит мама
б) курит папа
в) курит брат (сестра)
г) курят другие родственники (указать кто) _______________________
а) да
б) нет
в) иногда
9. Предлагали ли тебе когда-нибудь какое-либо наркотическое средство?
а) да
б) нет
10. Как ты поступил (см. предыдущий вопрос)?
а) отказался
б) принял предложение
11. Где это происходило (подчеркни)?
а) в школе
б) в уличной компании
в) на вечеринке у друзей
г) на дискотеке (в ночном клубе)
д) где-либо еще _________________________________________
12. Чтобы ты хотел узнать на наших занятиях?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для обучающихся, предлагаемая в конце занятий
1. Возраст (полных лет) _________
2. Пол:
а) женский
б) мужской
3. Есть ли у тебя цель в жизни?
а) да
б) нет
4. Полученная на наших занятиях информация оказалась для тебя:
а) интересной
б) неинтересной
в) полезной
г) бесполезной
д) запугала
е) оставила безразличным
ж) другое _________________________________________________________
5. Что из того, что ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?___________________________________________________________________________
6. Какие ощущения и чувства вызвали у тебя занятия?_____________________________________________________________________________________________________________
7. Ты хотел бы продолжить посещать занятия?_______________________________________
8. Что тебе понравилось на занятиях?_________________________________________________________________________
9. Напиши краткое эссе о занятиях, которые ты посещал ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!