Профилактика

Профилактика

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других ПАВ – одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Цели программы:

1. Формирование понятия о веществах, изменяющих состояние сознания и способных воздействовать на психику человека, развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ (далее – ПАВ).

2. Обучение навыкам противостояния влиянию других людей, в том числе в ситуации конфликта.

3. Закрепление установок здорового образа жизни, интереса обучающихся к позитивному влиянию социума.

Задачи программы:

  • · осведомить подростков о вреде ПАВ и наркотических веществ на организм молодого человека;
  • · расширить поведенческий репертуар подростка при конфронтации с группой;
  • · выработать интересы у обучающихся к здоровому образу жизни посредством работы в кружках, посещения спортивных секций, участия в акциях и других социально значимых мероприятиях.
  • · выявить обучающихся, предрасположенных к употреблению ПАВ (через анкетирование; см. Приложение);
  • · сформировать представление о силе группового давления на личность;
  • · развить способность делать самостоятельный выбор и поступать в соответствии с собственными решениями;

Календарно-тематическое планирование 

Тема занятия
Содержание
1
"Что я знаю о проблеме наркомании?"
Знакомство. Постановка целей занятий. Выбор девиза занятий. Знакомство с понятиями "наркомания", "наркотики", с видами зависимости
 
2
"Мир во мне"
Установление принципов работы в группе. Анкетирование. Игра "Знакомство". Упражнение "Умею ли я оказывать внимание другим". Упражнение "Кто я?". Итоговая рефлексия
3
"Употребляя, разрушаем себя"
Знакомство со статистическими данными по стране. Способы употребления наркотиков. Уголовная ответственность за хранение и распространение наркотиков. Группы наркотиков. Влияние наркотиков на организм человека. Разрушение личности
 
4
"Мое отношение к проблеме алкогольной и наркотической зависимости"
Упражнение "Я рад общению с тобой…". Игра-разминка "Мяу!". Рефлексия о проблеме наркотической и алкогольной зависимости. Упражнения "Тост", "Портрет наркомана" (цветопись). Итоговая рефлексия
 
5
"Жизнь замечательных людей и влияние наркотиков на их организм"
Роль наркотиков в жизни знаменитостей. Наркотики и спорт. Последствия наркотической и алкогольной зависимости. Просмотр фото и прослушивание записей песен Э. Пиаф, В. Высоцкого, "Битлз". Заслушиваются мнения обучающихся
 
6
"Я умею противостоять чужому давлению"
Упражнение "Пожелание". Ролевая игра "Телевизионный ролик". Мозговой штурм "Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы". Алгоритм "Двух "О"" (формула отказа). Завершить высказывание "Мне легко (трудно) противостоять группе потому, что…"
 
7
"Учитесь жить со смыслом"
Показ презентации по данной теме. Анализ жизни успешных людей и тех, кто употребляет наркотики, алкоголь, ПАВ. Беседа о необходимости здорового образа жизни. Роль спорта в жизни человека. Как ставить перед собой цель и как ее достичь. Умение найти смысл жизни
 
8
"Умей ставить перед собой цели и достигать их"
Методика незаконченных предложений "Мой жизненный выбор зависит от…", Упражнения "Древо целей", "В чем мне повезло в этой жизни". Ролевая игра "Встреча через 10 лет". Проективный рисунок "Наша группа"
 
9
Анализ совместной работы кадров по профилактике употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ
Анкетирование участников программы. Подведение итогов. Изучение запросов на продолжение работы по профилактике наркотической, алкогольной зависимости, токсикомании

В ходе реализации программы используются методы переключения, переубеждения, вовлечения в деятельность. Работа строится на основе увлеченности, доверия и сотрудничества.

Ожидаемые результаты, их социальная значимость:

1.Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности.

2. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

3. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

4. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

5. Выработка навыков противостояния группе.

6. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

 Организационная информация о программе

В программе участвуют обучающиеся 5–9 классов.

Сроки реализации программы: учебный год.

Возраст участников: 10–17 лет.

Количество участников в группе: 3-6 человек. Также программой предусматриваются индивидуальные консультации – по заявкам участников образовательного процесса.

Форма занятий: лекторий, групповые занятия с элементами тренинга. В ходе реализации программы используются:

  • · тренинг поведения (определяются правила поведения во время тренинга, а также ряд упражнений, направленных на отработку навыков слушания и включения в групповую работу);
  • · личностный тренинг (упражнения и психологические игры, цель которых – личностный рост участников);
  • · дискуссии;
  • · лектории;
  • · мозговые штурмы;
  • · беседы;
  • · ролевые игры;
  • · психогимнастика;
  • · прослушивание и обсуждение музыкальных и поэтических произведений (в первом случае с целью релаксации, во втором – анализ поступков людей, их желаний, мыслей на примере современных поэтических произведений);
  • · знакомство с жизнью знаменитых людей (Э. Пресли, К. Кобейна, М. Насырова и др.), на которую повлияли алкоголь и наркотики;
  • · индивидуальные консультации;
  • · военно-спортивные мероприятия (проводятся в дополнение к программе);
  • · анкетирование, цветопись (при помощи арт-терапии участники выражают свое настроение и отношение к вредным привычкам) – для организации рефлексивной деятельности и отслеживания процессов тренинга в начале и конце занятий.

Продолжительность одного занятия:  зависит от темы, но не более 1 часа в неделю.

Методическое обеспечение: план и разработки занятий, анкеты для каждого участника, карточки с описаниями ситуаций для ролевых игр, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр.

Кадровое обеспечение программы:

педагог-психолог;

• социальный педагог;

• заместитель директора школы по воспитательной работе;

• классные руководители;

• педагоги дополнительного образования;

• специалисты организаций – социальных партнеров школы (организуют военно-спортивные мероприятия, вовлекают обучающихся из неблагополучных семей в секции и кружки, участвуют в проведении классных часов, встреч с представителями районного литературного объединения, помогают в организации оздоровительного лагеря в школе, проводят мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма);

• учителя-предметники;

• родители обучающихся (для них проводят лектории, индивидуальные беседы с социальным педагогом и педагогом-психологом, знакомят с информацией, которую дети получили во время программы, а также с динамикой личностного роста после занятий).

 Приложение

 Анкета для обучающихся,  предлагаемая в начале занятий  

 Мы предлагаем тебе ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Анонимность и конфиденциальность гарантируем.  Вопросы, которые не относятся к тебе, можно пропускать.

 

1. Возраст (полных лет) _________

2.  Пол: 

а) женский

б) мужской

3.  Есть ли у тебя цель в жизни?

а) да

б) нет

4. Как чаще всего ты проводишь свободное время?

а) в спортивной секции, в кружке

б) с друзьями

в) смотрю телевизор

г) занимаюсь своим хобби

д) другое ______________________________________

  1. 4.                 Как ты относишься к курению?

а) курю постоянно

б) курю изредка

в) пробовал, но больше не курю

г) никогда не пробовал

  1. 5.                 Количество выкуриваемых тобою сигарет (если куришь)?

а) 1–10 сигарет в день

б) 10–20 сигарет в день

в) более пачки в день

6. Курят ли твои родственники?

а) курит мама

б) курит папа

в) курит брат (сестра)

г) курят другие родственники (указать кто) _______________________

  1. 6.                 Употребляешь ли ты алкоголь?

а) да

б) нет

в) иногда

9. Предлагали ли тебе когда-нибудь какое-либо наркотическое средство?

а) да

б) нет

10. Как ты поступил (см. предыдущий вопрос)?

а) отказался

б) принял предложение

11. Где это происходило (подчеркни)?

а) в школе

б) в уличной компании

в) на вечеринке у друзей

г) на дискотеке (в ночном клубе)

д) где-либо еще _________________________________________

12. Чтобы ты хотел узнать на наших занятиях?  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для обучающихся,  предлагаемая в конце занятий

 

1. Возраст (полных лет) _________

2. Пол: 

а) женский

б) мужской

3. Есть ли у тебя цель в жизни?

а) да

б) нет

4. Полученная на наших занятиях информация оказалась для тебя:

а) интересной

б) неинтересной

в) полезной

г) бесполезной

д) запугала

е) оставила безразличным

ж) другое _________________________________________________________

5. Что из того, что ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?___________________________________________________________________________

6. Какие ощущения и чувства вызвали у тебя занятия?_____________________________________________________________________________________________________________

7. Ты хотел бы продолжить посещать занятия?_______________________________________

8. Что тебе понравилось на занятиях?_________________________________________________________________________

9. Напиши краткое эссе о занятиях, которые ты посещал ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!